Инвестиционные проекты в Кыргызстане

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 Транспортная система и транзитные возможности

 Кыргызстан – страна транзита, имеющая все шансы стать важным маршрутом при перевозке грузов по транспортному коридору Центральной Азии. На сегодняшний день наземный транспорт Кыргызстана, а также быстроразвивающаяся железнодорожная сеть и растущая система воздушных сообщений играют все большую роль в установлении связи между Западом и странами азиатского региона.

Воздушный транспорт занимает приоритетное место среди других видов транспорта, так как Кыргызстан не имеет выхода к морю. 3 из 11 аэропортов имеют статус международного: “Манас”, “Ош” и “Иссык-Куль”. В связи с отсутствием достаточного объема пассажиропотока, регулярные полеты выполняются лишь в 3 местных аэропорта (гг. Джалал-Абад, Баткен и Исфана).

Сегодня в Кыргызстане зарегистрировано 16 авиакомпаний: «Кыргызстан», «Avia Traffic Company», «Kyrgyz Airways», «Air Manas», «Итек Эйр», «Trast Aero», «Kyrgyz Trans Avia», «Aerostan», «Click Airways», «Valor Air», «Asian Air», «CAAS», «S Group Aviation», «Sky Way Air», «Supreme Aviation» и ГП «Авиационное предприятие».

В 2011 году несколько авиакомпаний обновили парк воздушных судов. Например, авиакомпания «Кыргыз Эйрвэйз» начала эксплуатацию самолетов Эйрбас-320, Боинг 737-300 и Боинг 737-400. Авиакомпания «Авиа Трэфик Компани» начала эксплуатацию двух самолетов типа ВАЕ-146.

Регулярные международные полеты осуществляются в города Алматы, Баку, Дубаи, Душанбе, Екатеринбург, Казань, Киев, Красноярск, Лондон, Мешхед, Москва, Новосибирск, Омск, Ростов, Санкт-Петербург, Стамбул, Ташкент, Урумчи, Шанхай.

97% грузовых и пассажирских перевозок осуществляется автомобильным транспортом, который составляет основную часть транспортного сектора страны. На сегодняшний день автомобильный парк страны составляет около 425 тыс. автомобилей, из них более 348,5 тыс. легковых, 52,4 тыс. грузовых автомобилей, и более 20,8 тыс. автобусов и микроавтобусов.

По автодорожным путям сообщения можно попасть во все граничащие с Кыргызстаном государства (Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Китай). Железная дорога связывает страну с Узбекистаном и Казахстаном.

Автодорожное сообщение является интенсивным и связывает Кыргызстан со странами Европы и Персидского залива, СНГ и Юго-Восточной Азии. Товары в Европу, из Европы могут быть доставлены или получены в срок от 15 до 25 дней в зависимости от пункта назначения.

Общая протяженность автомобильных дорог составляет 34000 км, включая 8810 км дорог общего пользования и 15190 км дорог в населенных пунктах, в том числе:

• Автодороги международного значения – 4163 км

• Автодороги государственного значения – 5678 км

• Автодороги местного значения- 8969 км.

Общая протяженность региональных транспортных коридоров Кыргызской Республики составляет 2242 км, к которым относятся 8 основных маршрутов:

• Бишкек-Ош – 672 км;

• Бишкек-Георгиевка – 16 км;

• Бишкек-Чалдовар (участок Карабалта-Чалдовар.) – 31 км;

• Бишкек – Нарын – Торугарт – 539 км;

• Бишкек – Чолпон-Ата – Каракол – 400 км;

• Тараз – Талас – Суусамыр – 199 км;

• Ош – Сарыташ – Иркештам – 258 км;

• Ош – Исфана – 385 км;

• Сары-Таш – Карамык -142 км.

 

В отличие от дорожного хозяйства, которое является государственным сектором, автомобильная отрасль еще во второй половине 90-х годов была полностью приватизирована и фактически все автотранспортные предприятия в настоящее время являются частными. Лицензирование их деятельности является единственным механизмом государственного регулирования для организации пассажирских и международных грузовых перевозок, и надзора за соблюдением транспортного законодательства.

В целях реформирования существующей системы автомобильного транспорта разработана Программа развития отрасли на 2009-2011 годы, и практически обновлена вся законодательная база.

В развитии автомобильного транспорта грузовые автоперевозки играют важную роль. Международные грузовые автоперевозки осуществляются на основе заключенных двусторонних межправительственных и многосторонних соглашений об автомобильном сообщении.

В настоящее время автомобильные международные сообщения КР установлены с 37 иностранными государствами. Из них заключены двусторонние межправительственные соглашения об автомобильном сообщении с 19 государствами. Это 11 стран СНГ – Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Молдова, Грузия, Армения, а также Латвия, Турция, Иран, Пакистан, Китай, Германия, Польша, Монголия, Австрия и Франция.

Кыргызстан присоединился к 8 основным международным конвенциям и соглашениям ЕЭК ООН в области автомобильного транспорта. Большую роль в масштабном решении всего блока транспортных проблем сыграло вхождение Кыргызстана, как и других государств Центральной Азии, в Организацию экономического сотрудничества (ЭКО), объединяющую государства Южной Азии.

Международные автомобильные перевозки осуществляются по разрешениям, выдаваемым компетентными органами, за исключением перевозок в Казахстан, Россию (двухсторонняя перевозка) и Таджикистан, осуществляемых на без разрешительной основе .

Для интеграции кыргызских автоперевозчиков в европейский транспортный рынок, использования передовых технологий таможенного и транспортного оформления перевозок, в 1999 г. была организована Ассоциация международных автомобильных перевозчиков КР (КыргызАМАП), которая была принята в члены Международного Союза автомобильного транспорта (МСАТ). Важнейшим результатом взаимодействия с МСАТ послужил допуск КыргызАМАП в ноябре 2000 г. в систему Международных дорожных перевозок (ТИР).

Автомобильный парк, используемый на международных автоперевозках насчитывает более 1800 единиц.

В соответствии с пунктом №1 Постановления Правительства КР за №364 от 5 июля 2011 г. “Об организационных вопросах строительства магистральных железных дорог в Кыргызской Республике”, Государственное предприятие «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» передано в ведение МТиК КР, которое призвано обеспечивать устойчивую и безопасную работу железнодорожного транспорта с целью удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов в грузовых железнодорожных перевозках и запросы населения КР в пассажирских перевозках.

Приоритетной задачей ГП НК “Кыргыз темир жолу” при МТиК КР является реализация проекта по строительству китайско-кыргызско-узбекской железнодорожной магистрали, с формированием южного коридора Евразийской трансконтинентальной железнодорожной магистрали, которая, пройдя через территорию Кыргызстана, соединит тихоокеанские порты с Персидским заливом и Средиземноморьем.

При успешной реализации указанного проекта появится возможность соединить разделенные в настоящее время железные дороги на севере и юге страны по маршруту Балыкчы – Кочкор – Кара-Кече – Арпа – Кара-Суу. Таким образом, будет сформирована внутригосударственная железнодорожная сеть, обеспечивающая надежную транспортную связь между всеми регионами страны.

Реализация данного крупномасштабного проекта, предполагающего освоение инвестиций в размере более 2 млрд. долл. США и получение ежегодных доходов на уровне 210 млн. долл. США, без всяких сомнений даст огромный толчок социально-экономическому развитию Кыргызстана.

Новая железная дорога позволит раскрыть высокий экономический потенциал имеющихся вдоль трассы природных ресурсов, прежде всего месторождений полезных ископаемых, разработка которых затруднена в связи с неразвитостью имеющейся транспортной инфраструктуры. В притрассовой зоне железнодорожной линии расположены месторождения угля, золота, свинца, железной руды, тенардита, нефелиновых сиенитов, гипса, барита, облицовочного камня и строительного известняка.

Другим немаловажным эффектом от реализации проекта является создание новых рабочих мест и повышение занятости местного населения. В период строительства железнодорожной линии на территории Кыргызстана будет создано около 20 тыс. рабочих мест с использованием труда неквалифицированных рабочих. По окончании строительства непосредственно на железнодорожной линии будет трудоустроено около 2700 человек, а второстепенная занятость, вызванная эксплуатацией железнодорожной дороги и ростом перевозок, составит около 10 тыс. человек.

Новая железнодорожная линия, маршрут которой совпадает с древним Шелковым путем, откроет новые возможности для развития регионального туризма, что должно отразиться на росте пассажирских перевозок до 250 тыс. человек в год. Населению республики будет предложен новый относительно дешевый способ путешествий как внутри страны, так и за ее пределы.

Согласно судового реестра, на территории КР зарегистрированы 1024 маломерных и крупнотоннажных судов, из них 949 единиц маломерных судов принадлежат физическим лицам, 75 – крупнотоннажных судов.

 

Банковская система

 

В Кыргызстане функционирует 22 коммерческих банка, в том числе 16 банков – с иностранным участием в капитале, из них в 11 банках иностранное участие составило более 50%. Банк может создаваться и действовать только в форме акционерного общества (закрытого или открытого) с уставным капиталом не менее 600 млн. сом или 27,936 млн. долларов США (по курсу 46.56 сом за 1 доллар США на 07.07.2010), а для действующих банков – 100 млн. сом (около 4,65 млн.).

Правом выдавать лицензии на осуществление банковских операций обладает Национальный Банк Кыргызской Республики. Подробную информацию можно получить на сайте: Национальный банк Кыргызской Республики www.nbkr.kg

 

Внешняя торговля Кыргызстана

 

Торговый режим Кыргызской Республики является одним из наиболее либеральных в странах СНГ. Здесь не существуют частных или государственных предприятий с эксклюзивными правами, которые могут повлиять на свободу торговли. Лицензирование применяется только к некоторым видам экспортируемых и импортируемых товаров и их список, как это приятно в мировой практике, включает оружие, лекарственные препараты, драгоценные металлы и произведения искусства. Импортируемые товары облагаются 10-процентным налогом. Либеральный торговый режим является важным условием значительного роста объема внешней торговли. Кыргызстан, наряду с Казахстаном, Таджикистаном, Беларусью и Российской Федерацией, имеет общую систему платежей, равный доступ к иностранным инвестициям и международным экономическим организациям в Рамках Евроазиатского экономического союза.

Вступление Кыргызстана во Всемирную торговую организацию в 1998 году значительно оживило внешнеэкономические связи страны. В результате правительство приняло на себя обязательство по снижению и связыванию тарифных ставок. Кыргызстан также присоединился к ряду секторальных “нулевых” договоренностей о снижении ставок на многие группы товаров, таких как авиационная техника, электроника, мебель, игрушки, деревообработка и др. Кыргызский экспорт пользуется режимом наибольшего благоприятствования (РНБ) во всех странах – членах ВТО.

В отношении своих торговых партнеров Кыргызстан применяет следующие торговые режимы:

• Страны СНГ – режим свободной торговли,

• Страны ЕврАзЭС – таможенный союз,

• Страны ВТО – режим наибольшего благоприятствования,

• Наименее развитые страны – преференциальный режим.

На мировой рынок Кыргызстан поставляет электроэнергию, золото, хлопчатобумажные ткани, шерстяные изделия, древесину, табак, сурьму, ртуть и др. При этом страна импортирует энергетические ресурсы, нефтепродукты, природное топливо, уголь, удобрения и другие химические продукты, машины и оборудование, транспортные средства и запчасти, бытовые приборы и др.

Основными партнерами Кыргызстана в торговле и экономических отношениях являются страны СНГ, Китай, Германия, Швейцария, Турция, Великобритания, США.

Важным фактом во внешней торговле стало то, что Кыргызстан в последние годы превратился в региональный центр реэкспорта в страны Центральной Азии и Россию китайских товаров. По оценке экспертов Всемирного Банка, кыргызские торговцы, конкурентно превосходят своих партнеров в других странах ЦА в способности закупать товары из оптимальных по цене источников, а также определять спрос на них.

 

Государственные гарантии для иностранных инвесторов

 

В соответствии с законодательством Кыргызская Республика предоставляет иностранным инвесторам следующие гарантии:

• применение национального режима экономической деятельности, равные инвестиционные права для местных и иностранных инвесторов; невмешательство в экономическую деятельность инвесторов; защита и восстановление нарушенных прав и интересов инвесторов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и международными договорами;

• вывоз или репатриация за пределы Кыргызской Республики прибыли от инвестиций, средств, полученных в результате инвестиционной деятельности в Кыргызской Республике, имущества, информации;

• защита от экспроприации (национализации, реквизиции или иных эквивалентных мер, в том числе включающих действие или бездействие со стороны уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики, приведших к принудительному изъятию средств инвестора или лишению его возможности воспользоваться результатами инвестиций). В исключительных случаях, связанных с общественными интересами, инвестиции могут быть подвергнуты принудительной экспроприации с одновременной гарантией государства о надлежащем возмещении ущерба инвестору;

• право на свободное использование инвестором дохода от своей деятельности в Кыргызской Республике;

• возможность осуществления инвестиций в любых формах в объекты и виды деятельности, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики, в том числе и в лицензируемые виды деятельности;

• свобода денежных операций (свободная конвертация, свободные и беспрепятственные денежные переводы: при внесении в законодательство Кыргызской Республики норм, ограничивающих денежные переводы в иностранной валюте, данные ограничения не распространяются на иностранных инвесторов, за исключением случаев при неправомерных действиях (например, “отмывание” денег);

• свободный доступ к открытой информации;

• право создавать юридические лица в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, открывать филиалы, представительства на территории Кыргызской Республики, выбирать любую организационную и управленческую структуру для своей компании, если иная специально не установлена законом для определенной организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, приобретать в собственность имущество (кроме земельных участков), акции, иные ценные бумаги, включая государственные, участвовать в приватизации государственной собственности, создавать ассоциации и другие объединения, нанимать как местных, так и иностранных работников в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и другие действия, связанные с осуществлением деятельности инвестора в Кыргызской Республике, не запрещенные законодательством;

• признание всех прав иностранных инвесторов в отношении объектов интеллектуальной собственности государственными органами и должностными лицами Кыргызской Республики;

• в случае внесения изменений или дополнений в инвестиционное, налоговое и таможенное законодательство Кыргызской Республики, за исключением Конституции Кыргызской Республики, законов Кыргызской Республики, связанных с вопросами национальной безопасности, здравоохранения и защиты окружающей среды, инвесторы в течение 10 лет (или срока, предусмотренного инвестиционным соглашением) с момента начала осуществления своей инвестиционной деятельности имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий;

• иные гарантии, специально предусмотренные двусторонними и многосторонними международными договорами о поощрении и защите инвестиций, заключенными Кыргызской Республикой.

 

Согласно результатам исследования Всемирного Банка «Doing Business 2012» Кыргызская Республика занимает 13 место в рейтинге 183 стран мира по степени защищенности инвесторов.

 

Налоговая система

 

Налогообложение в Кыргызской Республике регулируется Налоговым кодексом Кыргызской Республики и подзаконными актами (постановления, положения, инструкции, приказы). Органом, осуществляющим контроль за полной и своевременной уплатой налогов в бюджет, является Государственная Налоговая Служба при Правительстве Кыргызской Республики. Помимо налогов среди обязательных отчислений необходимо выделить страховые взносы в Социальный Фонд Кыргызской Республики, а также неналоговые сборы, такие как сбор за вывоз мусора.

Специальные налоговые системы

Наряду с общим порядком налогообложения законодательство Кыргызской Республики предусматривает специальные налоговые режимы для отдельных категорий налогоплательщиков. К таким режимам относятся:

• упрощенная система налогообложения на основе единого налога;

• налог на основе обязательного патента;

• налог на основе добровольного патента;

• налоги на основе налогового контракта;

• налоговый режим в свободных экономических зонах;

• налог на специальные средства

 

Виды налогов

 

В октябре 2008 года был принят новый Налоговый кодекс, который вступил в силу с 1 января 2009 года. Количество налогов сокращено с 16 до 8. Налоги подразделяются на общегосударственные и местные. Общегосударственные налоги – налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Кыргызской Республики.

К общегосударственным налогам относятся:

• налог на прибыль (ставка – 10%);

• подоходный налог (ставка – 10%);

• налог на добавленную стоимость (ставка – 12%, за исключением нулевых поставок);

• акцизный налог;

• налог за пользование недрами;

• налог с продаж (от 1% до 3%).

Местные налоги – налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом и вводимые в действие нормативными правовыми актами местных кенешей, обязательные к уплате на территориях соответствующих административно-территориальных единиц.

 

К местным налогам относятся:

• земельный налог;

• налог на имущество.

Юридические лица в целях налогообложения подразделяются на отечественные и иностранные организации. Под отечественной организацией понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а под иностранной организацией понимаются корпорация, компания, фирма, фонд, учреждение или иное образование, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, или международная организация.

Иностранные организации, в свою очередь, подразделяются на иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение в Кыргызской Республике, и иностранные организации, не связанные с постоянным учреждением в Кыргызской Республике.

Сегодня Кыргызстан имеет заключенные двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал с такими странами как:

• Республика Казахстан (1998 год);

• Республика Беларусь (1998 год);

• Республика Украина (1999 год);

• Республика Таджикистан (1999 год);

• Республика Узбекистан (2000 год);

• Российская Федерация (2000 год);

• Монголия (2004 год);

• Республика Индия (2001 год);

• Канада (2000 год);

• Республика Польша (2004 год);

• Малайзия (2006 год);

• Турецкая Республика (2001 год);

• Швейцарская Конфедерация (2002 год);

• Исламская Республика Иран (2005 год);

• Китайская Народная Республика (2003 год);

• Республика Австрия (2003 год);

• Финляндская Республика (2004 год);

• Республика Молдова (2006 год);

• Федеративная Республика Германия (2006 год);

• Исламская Республика Пакистан (2008 год);

• Латвийская Республика (2008 год).

 

Наряду с этим, ведутся переговоры с Азербайджаном, Арменией, Грузией, Республикой Корея, Литвой, Люксембургом, Нидерландами, Францией и Чехией о подписании вышеуказанного соглашения. Предполагаются также переговоры с Испанией и Южно-Африканской Республикой.

 

Свободные Экономические Зоны

 

В свободных экономических зонах (СЭЗ) устанавливаются особые правовые режимы, предусматривающие льготы в области внешнеэкономической и хозяйственной деятельности.

Компаниям, работающим в СЭЗ, предоставляются следующие льготы и преимущества:

• частичное освобождение от всех видов налогов, пошлин, выплат и сборов в течение всего периода осуществления деятельности в СЭЗ;

• отчисления в размере 0,1-2% с выручки от реализации товаров и услуг в течение года в генеральную дирекцию СЭЗ за предоставление налоговых и иных льгот на территории СЭЗ;

• экспорт товаров, произведенных в СЭЗ, импорт товаров в СЭЗ, а также товары, предназначенные для реэкспорта, полностью освобождаются от таможенных пошлин;

• экспортные товары, произведенные на территории СЭЗ, освобождаются от квотирования (за исключением экспорта на таможенную территорию Кыргызской Республики, объем которого не должен превышать 30% от общего объема произведенной продукции в СЭЗ, в течение года) и лицензирования;

• упрощенный режим въезда и выезда иностранных работников;

• упрощенная и ускоренная регистрация хозяйствующего субъекта;

• упрощенные таможенные процедуры;

• прямой доступ к инфраструктуре, в том числе, телекоммуникациям, водоснабжению, электроснабжению и средствам транспортировки при ведении деятельности на территории СЭЗ.

 

Компаниям, зарегистрированным в СЭЗ, запрещается:

• реализовывать горюче-смазочные материалы, ликероводочные и табачные изделия юридическим и физическим лицам, не являющимся субъектами СЭЗ, на территориях СЭЗ Кыргызской Республики;

• реализовывать товары, произведенные в СЭЗ, на внутреннем рынке Кыргызской Республики, если добавленная на территории СЭЗ стоимость товаров составляет менее 30% и менее 15% – для бытовой техники и электроники.

Компании, желающие осуществлять свою деятельность в СЭЗ, обязаны пройти регистрацию в СЭЗ. Порядок регистрации хозяйствующих субъектов с иностранными инвестициями устанавливается генеральной дирекцией СЭЗ.

В настоящее время на территории Кыргызской Республики функционируют 4 свободные экономические зоны: СЭЗ «Бишкек», СЭЗ «Маймак», СЭЗ «Нарын» и СЭЗ «Каракол».

 

Таможенные режимы

 

Действующее таможенное законодательство Кыргызской Республики предусматривает 15 таможенных режимов:

• выпуск для свободного обращения;

• реимпорт;

• таможенный склад;

• магазин беспошлинной торговли;

• переработка на таможенной территории;

• переработка под таможенным контролем;

• переработка вне таможенной территории;

• временный ввоз;

• временный вывоз;

• экспорт;

• реэкспорт;

• транзит;

• уничтожение;

• отказ в пользу государства;

• специальные таможенные режимы.

 

Таможенные платежи

 

В Кыргызской Республике таможенные платежи состоят из:

• таможенная пошлина, устанавливаемая в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о таможенном тарифе;

• налог на добавленную стоимость с облагаемого импорта, взимаемый таможенными органами;

• акциз с импорта, взимаемый таможенными органами;

• сезонные пошлины;

• особые виды пошлин (защитные, антидемпинговые, компенсационные), относящиеся к нетарифным мерам регулирования в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

• таможенные сборы

Лицензии и разрешения

Лицензии выдаются на равных для всех лиц (в том числе иностранных и без гражданства) основаниях и условиях, независимо от форм собственности, ведомственных интересов либо местонахождения предпринимателей. Исключение составляет вид деятельности, связанный с государственной монополией.

Получение лицензий необходимо для осуществления лишь тех видов деятельности и совершения действий, лицензирование которых предусмотрено законодательством и не ограничено по соображениям государственной безопасности, реализации государственной монополии, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан.

Согласно законодательству Кыргызской Республики обязательному лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

• поиск, разведка и эксплуатация месторождений полезных ископаемых;

• проектирование, строительство (сооружение) и эксплуатация опасных производственных объектов;

• сооружение плотин на реках и водоемах;

• охотничий промысел и ловля птиц по перечню, определяемому Правительством Кыргызской Республики;

• изготовление и реализация лекарств, вакцин и сывороток, медикаментов и медицинской техники, кроме случаев, предусмотренных законодательством, парфюмерно-косметических и химических веществ (за исключением торговых предприятий, осуществляющих реализацию мыломоющих, парфюмерно-косметических товаров на основании сертификатов качества промышленных предприятий);

• изготовление пива, вина, шампанского, ликероводочных, коньячных изделий и спирта;

• частная медицинская и ветеринарная практика;

• создание и содержание игорных заведений, организация азартных игр;

• все виды авиационных работ, прием и выпуск воздушных судов гражданской авиации, техническое обслуживание воздушных судов и их оборудования, осуществляемые на территории Кыргызской Республики;

• градостроительство, проектно-изыскательские работы жилых, общественных и производственных зданий и сооружений;

• строительно-монтажные работы, кроме строительства индивидуальных жилых домов;

• частная детективная и охранная деятельность;

• ведение банковских операций, проведение обменных операций с наличной иностранной валютой, деятельность по предоставлению услуг, связанных с осуществлением электронных платежей, деятельность ломбардов, деятельность кредитных союзов, привлечение юридическими лицами денежных средств от населения на условиях срочности, возвратности и платности;

• профессиональная деятельность по ценным бумагам;

• страховая деятельность;

• деятельность негосударственного пенсионного фонда;

• деятельность по телерадиовещанию, включающая в себя создание программ, передач и их распространение;

• деятельность в области почтовой и электрической связи, передачи данных с использованием радиочастотного спектра или кабельных устройств, включая проектирование, производство, строительство, установку необходимых для этого сетей, линий, сооружений, систем и устройств (кроме организации связи технологического и внутрипроизводственного назначения), за исключением деятельности по телерадиовещанию;

• торговля алкогольной продукцией;

• производство, передача, распределение, продажа электрической и тепловой энергии, природного газа, переработка нефти и природного газа;

• строительство электрических станций, подстанций и линий электропередач;

• аудиторская деятельность;

• образовательная деятельность независимо от уровня образования и форм собственности (кроме государственных учреждений образования, реализующих программы дошкольного и общего начального, основного и среднего образования);

• ввоз, разработка, производство и реализация взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий;

• производство, ремонт, торговля оружием и боеприпасами;

• разработка, производство и реализация продукции и услуг военного назначения;

• проведение работ по обязательной сертификации;

• производство и реализация сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ;

• утилизация, размещение, уничтожение и захоронение отходов токсичных материалов и веществ, в том числе радиоактивных;

• перевозка (в том числе трансграничная) отходов производства токсичных веществ;

• деятельность администраторов, осуществляющих процедуры процесса банкротства;

• юридическая практика (частная нотариальная деятельность и адвокатская деятельность);

• пассажирские и грузовые перевозки автомобильным транспортом, перевозки воздушным, водным и железнодорожным транспортом (за исключением специальных, служебных и технологических), деятельность автовокзалов, автостанций и автокасс;

• перевозка и инкассация наличных денежных средств и ценностей;

• в сфере околотаможенных услуг (таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, таможенный брокер);

• риэлторская деятельность.

 

Для получения лицензии заявитель должен представить в уполномоченный государственный орган следующие документы:

• заявление установленного образца;

• документы, подтверждающие соответствие лицензиата требованиям законодательства;

• документы, подтверждающие внесение платы за рассмотрение заявления и выдачу лицензии;

• копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

Лицензии выдаются не позднее месячного срока со дня подачи заявления на платной основе. Размер платы не может превышать 300 сомов (на февраль 2012 года составляет примерно 6,4 долл. США). Стоимость переоформления лицензии составляет 100 сом (2,1 долл. США), продление – 150 сом (3,2 долл. США).

ИНВЕСТИЦИОНИЫЙ ПРОЕКТ

строительства мусороперерабатывающего завода на территории г. Бишкек и обустройства городской санкционированной свалки твердых бытовых отходов.

1. Цель.

Цель:           привлечение           инвесторов          к           строительству

мусороперерабатывающего завода по переработке отходов, утилизированных на территории Бишкекской санкционированной свалки и вывозимых с городской территории, с применением современных, экологически чистых технологий направленных на улучшение санитарно-экологической обстановки в г.Бишкек. Выявление и реализация наиболее интересного проекта по переработке муниципальных отходов и обустройству городской санкционированной свалки твердо бытовых отходов.

2. Технические параметры и характеристики Бишкекской городской санкционированной свалки ТБО:

Владелец полигона: мэрия города Бишкек.

Содержание и эксплуатация: осуществляется муниципальным предприятием «Тазалык».

Бишкекская городская санкционированная свалка, расположенная в северной части города в районе Северной объездной дороги, функционирует с 1979 года на базе карьера завода «Красный строитель».

Площадь свалки составляет 29 га, высота заполнения от 5 до 10 метров, расстояние от центра города – 15 км.

Население города ежегодно увеличивается из-за миграционных процессов, в результате чего происходит наиболее интенсивное накопление твердых бытовых отходов. На городской свалочный полигон ежегодно вывозится более 1,0 млн. куб.м. неуплотненных отходов.

Ежегодный рост ТБО составляет 11-13%.

Суммарное количество отходов, утилизированных на свалке, на сегодняшний день составляет более 6,0 млн. тонн.

Типы отходов, утилизируемых на полигоне: ТБО, промышленные, органические, строительные, прочие.

Динамика количества завозимых отходов на полигон выглядит следующим образом:

1999 год 181,9 ты с. тонн
2000 год 181,5 тыс.тонн
2001 год 183,52 тыс.тонн
2002 год 205,3 тыс. тонн

2003 год 239,1 тыс. тонн
2004 год 226,8 тыс.тонн
2005 год 207, 8 тыс.тонн
2006 год 339,2 тыс.тонн
2007 год 43 1,45 тыс. тонн
2008 год 478,5 тыс. тонн
2009 год 465,6 тыс.тонн
2010 год 481,3 тыс.тонн
ИТОГО за 11 лет 3621,9 тыс.тонн

Примерный морфологический и фракционный состав, завозимых на городскую свалку отходов выглядит следующим образом:

Компоненты Предварительный расчет По приблизительным
согласно замеров, данным
нрои з веде н н ьгх ч е и теки м МП «Тазалык»
спец-м Миланом Нови в
июле – августе 2008 года.
Стекло 3,2% до 15%
Пластмасса 11,4% до 10%
Бумага-картон 6,2% до 8%
Металл 0,57% до 2%
Стройматериалы 0,55%
Э л е ктроп рибо р ы 0,08%
Текстиль, тряпки 1,2% до 5%
Органические 58% до 35%
(пищевые)
Деревянные до 10%
Прочие 18,8 % до 15%

Примечание: Более точными данными по морфологическому составу отходов на сегодняшний день мэрия не располагает.

3. Тарифы на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов.

Постановлением Бишкекского городского Кенеша депутатов от 15 января 2008 года №391 утверждены следующие тарифы на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов в городе Бишкек:

3.1. Население:

– на вывоз твердых бытовых отходов – 15 сом одного человека в месяц (пенсионеры -4 сом с одного человека в месяц);

– на утилизацию твердых бытовых отходов – в сумму оплаты заложено 50 тыйынов с одного человека в месяц.

3.2. Хозяйствующие субъекты:

Наименование Вид услуг Ед. изм. Тарифы, сом.
Хозяйствующие субъекты Вывоз ТБО 1 куб.м. 150
Утилизация ТБО(захоронение) I куб.м. 30

4. Место строительства:

На территории существующей Бишкекской санкционированной свалки и прилегающих муниципальных земельных участках.

При этом могут быть рассмотрены и другие варианты размещения мусороперерабатывающего завода, предложенные инвестором и соответствующие градостроительным и экологическим требованиям.

5. Требования предъявляемые к заявкам и проектам:

В предлагаемых материалах в обязательном порядке указывается:

–      применяемая технология переработки и утилизации, краткое ее описание с предоставлением документации на право использования данной технологии;

–       соответствие применяемой технологии установленным международным стандартам в области охраны окружающей среды, максимальное сокращение выбросов вредных веществ в процессе производства (тяжелые металлы, угарный газ, органические легко-летучие и т.д.), а также максимальная очистка сточных вод;

–   проектная мощность завода – переработка 300 – 600 тыс.тонн отходов в год;

–   экономическое обоснование, рентабельность проекта;

–   сроки строительства и ввода в эксплуатацию;

–           классификация, номенклатура и объем отходов, которые могут перерабатываться согласно предлагаемой технологии;

–     степень (%) переработки отходов;

–          номенклатура, годовой объем (объемы) и технико-экономические характеристики получаемой в результате переработки товарной продукции (энергии и т.д.);

–     размер предполагаемых инвестиций;

з

–     подтверждение финансовых возможностей инвестора и его юридическая состоятельность;

–   срок окупаемости инвестиционного проекта;

–   количество создаваемых новых рабочих мест.

–   срок эксплуатации оборудования;

–  эскизное проектное предложение.

–  информация о имеющемся опыте строительства подобных объектов.

Инвестором могут быть поданы дополнительные материалы: фотографии, видео-сюжеты, буклеты, схемы и т.д.

Предоставляемые проекты могут быть узкопрофильными, многопрофильными и комплексными.

Проект должен предусматривать ежедневный бесперебойный прием всего образующегося и вывозимого с территории города объема твердых бытовых отходов с целью дальнейшей его переработки и утилизации.

Мэрия г.Бишкек имеет право запросить у участников конкурса дополнительные материалы.

Строительство и ввод в эксплуатацию завода осуществляются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

В инвестиционный проект в обязательном порядке должны включаться:

–         организация обустройства городской санкционированной свалки в соответствии с действующими сапитарно-экологическими нормами;

–    природоохранные мероприятия, направленные на очистку сточных вод и выбросов загрязняющих веществ;

–          обустройство (строительство) участка для утилизации токсичных, медицинских и иных отходов;

–     оборудования дезинфекционного барьера, автомойки для мусоровозов и другой техники;

–  установка ограждения свалки;

–     организация весового контроля поступающих отходов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики

–   самообеспечение завода электроэнергией и теплом.

6. Критерии оценки:

–   снижение негативного воздействия на окружающую среду;

–    минимизация объемов образования и уровня опасности отходов в рамках проекта;

–  минимизация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и стоков;

–   % переработки отходов.

–         экологическая чистота и регламентированное качество продуктов, получаемых в результате переработки, соответствие производственных остатков экологическим требованиям, нулевой уровень токсичности;

–      максимальное использование сырьевого и энергетического потенциала отходов,

–  экономическая целесообразность;

–  эффективное использование территории;

–   сроки ввода в эксплуатацию.

Кроме того, преимуществами являются:

–    включение в предоставляемый проект «Комплексную систему управления отходами г. Бишкек», включающую сбор, вывоз, утилизацию и переработку ТБО;

–    участие в строительстве и развитии элементов инфраструктуры города – дороги, система водоснабжения, канализации, электроснабжение и т.д.

7. Взаимоотношения инвестора с мэрией г. Бишкек.

Взаимоотношение с инвестором могут осуществляться двумя путями:

1-        й путь: Создание совместного предприятия.

При этом:

–  долей мэрии в совместном предприятии может являться земельный участок, предоставляемый под строительство (долгосрочное пользование), а также имеющиеся у муниципалитета технические средства, сооружения и т.д.;

–     инвестор осуществляет I 00% финансирование проекта;

–       мэрия города Бишкек оказывает содействие инвестору в подготовке разрешительной документации на строительство и решении организационных вопросов;

–     мэрия владеет блокирующим пакетом акций;

–   мэрия обеспечивает вывоз ТБО исключительно на построенный инвестором завод.

2-        й путь: Без создания совместного предприятия:

–       земельный участок, технические средства, сооружения, имеющиеся у муниципалитета предоставляется инвестору в арендное пользование;

–       инвестор осуществляет 100% финансирование проекта;

–       мэрия города Бишкек оказывает содействие инвестору в подготовке разрешительной документации на строительство и решении организационных вопросов;

–   мэрия обеспечивает вывоз ТБО исключительно на построенный инвестором завод.

Вопрос распределения получаемой прибыли оговаривается отдельным договором.

При этом комиссией могут быть рассмотрены и другие варианты взаимодействия предложенные участниками конкурса.

8.

Предложенные проекты направляются в Отдел международного сотрудничества мэрии г. Бишкек по адресу: г. Бишкек проспект Чуй 166, каб. № 107 (тел./ факс 62-61-71 e-mail: )

Мэрия г.Бишкек имеет право приглашать специальных экспертов и консультантов для проверки полученных материалов.

Standing order

of construction of waste-processing plant on the territory of Bishkek city and city approved dump of hard domestic waste (HDW).

1. Objective.

Objective: attraction of investors for the construction of waste- processing plant for processing of wastes utilized on the territory of Bishkek approved dump and removed from the city territory with application of modern pollution-free technologies directed on the improvement of sanitary and ecological situation in Bishkek city. Revelation and realization of the most interesting project on processing of municipal wastes and construction of the city approved dump of hard domestic waste (HDW).

2. Technical parameters and characteristics of Bishkek approved

dump of HDW.

Owner: City Administration of Bishkek.

Maintenance: carried out by municipal company “Tazalyk”.

Bishkek approved dump, situated in the northern part of the city near northern detour road, has been functioning from 1979 on the basis of pit of “Krasnyi stroitel” plant.

Square of dump is 29 hectares, height of infill is from 5 to 10 meters, distance from the city center is 15 km.

City population is increased annually because of migration processes, resulting in intensive accumulation of hard domestic waste. More than 1,0 millions square meters are removed annually to the city dump ground.

Annual increase of HDW is 11-13%.

Total amount of wastes, utilized on dump, is presently more than 6,0 millions tons.

Types of wastes, utilized on the ground are HDW, industrial, organic, building,

others.

1999 181,9 thousand tons
2000 181.5 thousand tons
2001 183,52 thousand tons
2002 205.3 thousand tons
2003 239,1 thousand tons
2004 226.8 thousand tons
2005 207, 8 thousand tons
2006 339,2 thousand tons
2007 431,45 thousand tons
2008 478,5 thousand tons
2009 465,6 thousand tons
2010 481,3 thousand tons
TOTAL for 11 years 3621,9 thousand tons
Dynamics of removed wastes to the dump can be shown the following way:

Approximate morphological and fractional content of wastes removed to the city

dump:

Components Precalculation according to metering made by Czech specialist Milan Novi in July- August 2008 By approximate data of municipal company “Tazalyk”
Glass 3,2% up to 15%
Plastic 11,4% up to 10%)
Paper-carton 6,2% up to 8%>
Metal 0,57% up to 2%o
Construction materials , 0,55%)
Electrical devices 0.08%
Textile, fabrics 1.2% up to 5%)
Organic (food) 58% up to 35%
Wood up to 10%
Others 18,8 % up to 15%o

Notice: City Administration does not have more precise information on morphological content of wastes.

3. Rate for removal and utilization of hard domestic waste.

By regulation of Bishkek city Deputy Kenesh dated January 15, 2008, No. 391 the following rates for removal and utilization of hard domestic waste in Bishkek city were approved:

3.1. Citizens:

for removal of hard domestic waste – 15 soms from one person monthly (pensioners – 4 soms from one person monthly);

3.2. Economic establishments:

Name Service Msr Rates in soms
Economic establishments Removal of 111) W , 31 m 150
Utilization of HDW 1 nr’ 30

for utilization of hard domestic waste – the sum of payment include 50 tyiyns from one person per month.

4. Place of construction.

On the territory of existing Bishkek approved dump and close municipal grounds. At that other variants of waste-processing plant location, suggested by investors and meeting the requirements of town-planning and ecology, can be considered.

5. Requirements to the contest applications and projects.

In applied materials it must be indicated:

applied technology of processing and utilization, brief description with documentation on the right of use of the technology;

conformity of applied technology with established international standards in the sphere of environment protection, maximum reduction of harmful emissions in the process of production (heavy metals, carbon monoxide, organic volatile substances and so on), and maximum purification of wastewater;

project plant capacity – processing of 300-600 thousand tons of wastes annually;

. – economic basis, project profitability;

terms of construction and bringing in exploitation; classification, nomenclature, and volume of wastes that could be processed using suggested technology;

degree (%) of waste processing;

nomenclature, annual volume (volumes) and performance characteristics of production (energy and so on), got after processing; supposed investments;

confirmation of financial ability of investor and his juridical security;

terms of investment project recoupment;

quantity of new work places;

terms of equipment exploitation;

draft offer;

information about experience in construction of such establishments.

Investors can submit some additional materials: photos, video, booklets, schemes and so on.

Applied projects can be small profiled, multiple-disciplined and complex. Project must provide daily uninterrupted acceptance of all removed volume of hard domestic waste from the territory of the city with the purpose of further processing and utilization.

City Administration of Bishkek has the right to request any additional materials from the investors.

Construction and bringing to exploitation of the plant should be carried out according to the legislation of the Kyrgyz Republic.

Investment project must include:

organization of construction of the city approved dump in accordance with acting sanitary and ecological norms;

nature protective measures directed to the purification of wastewater and harmful emissions;

construction of the ground for utilization of toxic, medical and other

waste;

construction of disinfection barrier, car wash for sanitation cars and other machinery;

installation of dump fence;

organization of weight control of waste in accordance with the legislation of the Kyrgyz Republic;

self-sufficiency of plant by electric power energy and heat.

6. Assessment criteria:

reduction of negative effect on environment;

minimization of formation of waste and level of risks within the framework of the project;

minimization of harmful emissions in atmosphere and drains; • – % of waste processing;

ecological purity and regulated quality of products, got after processing, conformity of production remains with ecological requirements, zero level of toxicity;

maximal usage of rough and energetic potential of waste; economic expediency; effective usage of the territory; terms of bringing to exploitation.

Besides, a side benefit will be:

including of “Complex system of waste regulation in Bishkek”, collection, removal, utilization and processing of HDW into the project;

participation in construction and development of infrastructure units in the city – roads, system of water supply, sewer system, power supply and so on.

7. Cooperation of investors with the city administration of Bishkek

city.

Cooperation with investors may be realized in two ways:

  1. 1.                 Establishment of joint venture.

At that:

city administration share in joint venture can be ground area for construction (long-term usage) and technical means constructions and so on, possessed by municipality;

investor makes 100% of project financing;

city administration of Bishkek city supports investor in preparation of permissive documentation on construction and solving of organizational matters;

city administration has limiting share holding; city administration provides removal of HDW only to the plant constructed by investor.

  1. 2.                 Without establishment of joint venture:

ground area, technical means, constructions, possessed by municipality will be given to investor for rent use;

investor makes 100% of project financing;

city administration of Bishkek city supports investor in preparation of permissive documentation on construction and solving of organizational matters;

city administration provides removal of HDW only to the plant constructed by investor.

Distribution of got profit should be agreed by separate agreement. At that the commission can consider other variants of cooperation, suggested by competitors.

8.

Applications and suggested projects should be directed to International cooperation Department of Mayor of Bishkek city following address Chui av. 166, room №107 (tel. & fax 62-61-71)

City Administration of Bishkek may invite independent experts and consultants for checking up of the contest materials.

КЫРГЫЗСТАН: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ  2011 г

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ

28 сентября 2011 г. (День 1): Основное направление – реформы политики и помощь от МФО

8:00                  Регистрация участников

9:00                  Открытие председателем: г-н Торогул Беков, Министр Сельского

Хозяйства

9:05                  Официальная церемония открытия

Приветственное слово. Г-н премьер-министр Атамбаев

10:00                КОФЕ-БРЕЙК

10:30                Общее обсуждение «Текущая ситуация в сельскохозяйственном секторе

в Кыргызстане и перспективы на будущее»

Выступающие:

Государственное должностное лицо от Министерства с/х (Министр Торогул Беков)

Государственное должностное лицо от МЭР (Министр Ташбаев)

Продовольственная и сельскохозяйственная организация (Директор TCI Рименшнайдер)

ЕБРР (Директор Агробизнеса Меттеталь) Всемирный Банк

Отобранные частные инвестор(-ы) из агробизнеса

13:00               ОБЕД

14:30                Параллельные круглые столы: Фокус на политических проблемах и

потенциальном участии Международных Финансовых Институтов/Доноров

Другие темы для обсуждения

Одно заседание модерируется FAO/ЕБРР. Рекомендации для повышения привлекательности с/х сектора для частных инвесторов (согласно исследованию FAO/ЕБРР).

16:30                КОФЕ-БРЕЙК

17:00                Завершение Дня 1

Каждый из модераторов Круглого стола подводит итог обсуждений своего Круглого стола.

18:00                Председатель завершает День 1

19:00                Прием/Официальный ужин, устроенный Правительством

Кыргызстана

29 сентября 2011 (День 2): В фокусе – инвестиции частного сектора в сельское хозяйство

8:30                 Регистрация (участников круглого стола)

9:00                  Открытие дня 2 председатель (Койчуманов)

9:00                 Параллельные круглые столы: инвестиции частного сектора в сельское

хозяйство.

По крайней мере, 1 круглый стол модерируется FAO/ЕБРР.

10:30               КОФЕ-БРЕЙК

11:30                Продолжение обсуждений за Круглым столом.

13:00                ОБЕД

14:30               Подведение итогов модераторами

16:00                Заключение: рекомендации и следующие шаги (председатель)

17:00                Завершение дня 2.

19:00    Заключительный прием / Ужин

KYRGYZSTAN: AGRICULTURE INVESTMENT FORUM 2011[1]PROVISIONAL AGENDA

28 September 2011 (Day 1): Focus on Policy Reforms and Aid

8:00                  Registration of participants

9:00                  Opening by Chairman: Mr Torogul Bekov, Minister of Agriculture

9:05                  Official Opening Ceremony

H.E. Prime Minister Atambaev

10:00               COFFEE BREAK

10:30               Panel Discussion “Current situation in the Kyrgyz agricultural sector and

prospects for the future”

Panelists

Government Official from the MoA (Minister Bekov)

Government Official from Ministry of Economics (Minister Tashbaev)

FAO (TCI Director Riemenschneider)

EBRD (Agribusiness Director Mettetal)

World Bank

Selected Private Agribusiness Investor/s

13:00               LUNCH

14:30               Parallel Round Table Discussions: Focus on Policy Issues and Potential

Interventions of IFIs/donors

Specific Topics

One session to be moderated by FAO/EBRD. Recommendations to improve the attractiveness of the agricultural sector for private investors (as per FAO/EBRD background paper)

16:30                COFFEE BREAK

17:00               Closing of the Day 1

Each moderator of the RTs to present short summary of RT discussions

18:00                Chairman closes Day 1

19:00                Reception / Official dinner hosted by the Kyrgyz Government

29 September 2011 (Day 2): Focus on Private Sector Investment in Agriculture

8:30                 Registration (of round table participants)

9:00                  Opening of Day 2 by Chairman (Koichumanov)

9:00                 Parallel Round Table Discussions: investments in agriculture sector by private

investors

At least one RT to be moderated by FAO/EBRD.

10:30               COFFEE BREAK

11:00               Continuation of RT sessions

13:00                LUNCH

14:30               Summary of RT by Moderators

16:00                Wrap up: recommendations and next steps (by Chairman)

17:00                Closing of Day 2

19:00                Closing Reception / Dinner


[1]Venue is to be selected and provided by the Kyrgyz Government. One large conference room and 5 additional rooms for round table and bilateral discussions will be available.

КЫРГЫЗСТАН: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ  2011 г

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ

28 сентября 2011 г. (День 1): Основное направление – реформы политики и помощь от МФО

8:00                  Регистрация участников

9:00                  Открытие председателем: г-н Торогул Беков, Министр Сельского

Хозяйства

9:05                  Официальная церемония открытия

Приветственное слово. Г-н премьер-министр Атамбаев

10:00                КОФЕ-БРЕЙК

10:30                Общее обсуждение «Текущая ситуация в сельскохозяйственном секторе

в Кыргызстане и перспективы на будущее»

Выступающие:

Государственное должностное лицо от Министерства с/х (Министр Торогул Беков)

Государственное должностное лицо от МЭР (Министр Ташбаев)

Продовольственная и сельскохозяйственная организация (Директор TCIРименшнайдер)

ЕБРР (Директор Агробизнеса Меттеталь) Всемирный Банк

Отобранные частные инвестор(-ы) из агробизнеса

13:00               ОБЕД

 

14:30                Параллельные круглые столы: Фокус на политических проблемах и

потенциальном участии Международных Финансовых Институтов/Доноров

Другие темы для обсуждения

Одно заседание модерируется FAO/ЕБРР. Рекомендации для повышения привлекательности с/х сектора для частных инвесторов (согласно исследованию FAO/ЕБРР).

16:30                КОФЕ-БРЕЙК

17:00                Завершение Дня 1

Каждый из модераторов Круглого стола подводит итог обсуждений своего Круглого стола.

18:00                Председатель завершает День 1

19:00                Прием/Официальный ужин, устроенный Правительством

Кыргызстана

29 сентября 2011 (День 2): В фокусе – инвестиции частного сектора в сельское хозяйство

8:30                 Регистрация (участников круглого стола)

9:00                  Открытие дня 2 председатель (Койчуманов)

9:00                 Параллельные круглые столы: инвестиции частного сектора в сельское

хозяйство.

По крайней мере, 1 круглый стол модерируется FAO/ЕБРР.

10:30               КОФЕ-БРЕЙК

11:30                Продолжение обсуждений за Круглым столом.

13:00                ОБЕД

14:30               Подведение итогов модераторами

16:00                Заключение: рекомендации и следующие шаги (председатель)

17:00                Завершение дня 2.

19:00    Заключительный прием / Ужин

 

Leave a Reply