![]() |
![]() |
Посольство Кыргызской Республики в Российской Федерации |
|
Жогорку Кенеш (парламент)Суть демократии известна всем: она, прежде всего, проявляется тогда, когда в решении важных вопросов участвуют представители всех слоев общества, представляющие различные взгляды. Основополагающий признак демократии заключается в деятельности парламентаризма, где большинство на добровольной и законной основе принимает решение, не умаляющее права меньшинств. Теоретики по распределению полномочий между ветвями власти Лок и Монтескье определили, что законотворческая деятельность должна принадлежать парламенту, а Жан Жак Руссо был сторонником единства всех ветвей власти, при этом считал, что контроль над исполнительной властью должны осуществлять законодатели. В основном эти идеи дуалистические и заложены в основе парламентской форме правления. Нам известно, что основной задачей парламента, как одной из самостоятельных ветвей власти, заключается в укреплении авторитета законодательной ветви власти, используя передовой мировой опыт и демократические традиции кыргызского общества. После февральского переворота 1917 года в XX веке, Совет мусульманских депутатов города Ош и Кыргызский общественный комитет отметили, что созданные ими органы власти не желали бы оставаться в стороне от политической борьбы. Февральская революция дала толчок общественно-политическому движению. В Кыргызстане, начиная от социал-демократических и национал-демократических движений, были созданы 18 националистических организаций: «Букара», «Аралаш», «Шоро-и-Исламия», «Туран», названия которых были отражением самой эпохи. Созданный по инициативе К.Сарыкулакова, К.Сандыбаева, В.Муратова Кыргызский революционно-демократический союз «Букара», как влиятельная национальная политическая сила, начала тесно сотрудничать с Советами. Эта была крупная организация, имевшая влияние, если не на весь Кыргызстан, то на северную ее часть, защищала социальные и национальные интересы бедняков-кыргызов. Кроме того, руководители Союза имели связи с эсерами и большевиками. После гражданской войны 1924-1936 годов Кыргызстан прошел трудный путь становления и перехода из автономной области в самостоятельную союзную республику. Например, 27 марта 1925 года только что созданная Кара-Кыргызская автономная область приняла участие на первом съезде Советов, избрав от области 135 делегатов, и 29 делегатов приняли участие в нем с правом совещательного голоса. После этого произошло еще одно важное событие. 23 марта 1937 году прошел V Чрезвычайный съезд Советов Кыргызской ССР. Руководствуясь Конституцией Кыргызской Советской Социалистической Республики, были разработаны положения о выборах в Верховный Совет Кыргызской ССР и сроки проведения выборов. 24 июня 1938 году прошли выборы,а 18 июля 1938 состоялось первое заседание первого созыва Верховного Совета Кыргызской ССР. Председателем Президиума Верховного Совета Кыргызской ССР был избран Асаналы Толубаев, депутат, избранный от Кызыл-Аскерского избирательного округа. В Конституции СССР 1936 года было определено: «СССР является государством, состоящих из свободных и равноправных независимых республик» В соответствии с данным Основным законом, Кыргызская АССР была провозглашена самостоятельной Союзной Республикой. 20 марта 1937 году V Чрезвычайный съезд Советов Кыргызстана принял первую Конституцию Кыргызской ССР, не противоречащую Конституции СССР, согласно статьи 14 Кыргызская Советская Социалистическая Республика имеет право на самоопределение, создать свою государственную власть и управлять ею. В рамках этой статьи Кыргызская ССР вместе с сохранением права на независимость, имела право самостоятельно управлять государством. В соответствии с принятой в 1937 году Конституцией, которая не противоречила Основному закону СССР, Кыргызская ССР претворяла в жизнь положения Конституции и осуществляла контроль над ее исполнением. Теперь республика самостоятельно осуществляла следующие функции: соблюдение государственной дисциплины, составление бюджета и народнохозяйственного плана, сбор государственных и местных налогов, управление сельскохозяйственными предприятиями, торговыми учреждениями, и организациями республиканского подчинения, жилищным и коммунальным хозяйством, строительством дорог, транспортом, здравоохранением, народным образованием, социальным обеспечением, культурой, спортом и другие мероприятия. Основной организационно-правовой деятельностью Верховного Совета Кыргызской ССР стали его заседания. С этих пор в прямую обязанность Верховного Совета входит свободное и открытое обсуждение всех вопросов и принятие справедливых решений. Поэтому своевременное проведение заседаний в деятельности Жогорку Кенеша стало восприниматься как осуществление и воплощение советской демократии. Действительно, в 60-е ситуация немного изменилась. Но, Верховный Совет не смог поднять такие важные вопросы как улучшение жизненного уровня трудящихся, народного образования, здравоохранения на должный уровень. После принятия в 1977 году Конституции СССР и Конституции Кыргызской ССР, еще более тесно сплелись судьбы СССР и Кыргызстана. Ни в области управления и ни в законотворчестве не произошло изменений, права оставались прежними. Вслед за этим с укреплением взаимоотношений союзных республик, совместно с Правительством СССР и отдельными союзными учреждениями, организациями и предприятия стали приниматься многочисленные нормативные акты. В итоге это привело к централизованной власти, где стали ущемляться права республик на самоопределение и сузило самостоятельную законотворческую деятельность Верховного Совета. Как бы ни было, у нас в начале 50-х годов наблюдается некоторое оживление законотворческой деятельности по некоторым направлениям. Это были положительные намерения в расширении прав союзных республик в законотворчестве. По ряду аналогичных причин, мы должны признаться, что вхождение кыргызского парламента в историю под названием «Верховный Совет», не соответствовало требованиям времени и своему предназначению. И в этом виновата сама эпоха. В самом начале будет справедливо сказать о положительной деятельности Жогорку Кенеша, названного как Верховный Совет Кыргызской ССР, который в переходный период с апреля 1990 года по сентябрь 1994 года проделал огромную работу. Хотя этот парламент пришел к власти в условиях советской эпохи и на основе его законов, не преодолев тех противоречий своего времени, он решительно принял ряд судьбоносных законов для Кыргызстана, которые внесли определенный вклад в развитие еще слабого независимого государства. Следует отметить, что в истории Кыргызстана впервые парламент был избран на основе состязательности. С первой сессии, которая состоялась с 10-15 апреля 1990 года, был взят курс в сторону политического плюрализма. Воодушевленный принятыми в это время законами, Кыргызстан, став независимым государством, пошел по самостоятельному пути развития. Свидетельством тому принятие - новых законов о земле, частной собственности, об аренде. Таким образом, обозначилось четкое разделение ветвей власти и строительство самостоятельного правового государства. Декларация о государственной независимости Кыргызского государства, принятого Жогорку Кенешем 15 декабря 1990 года, открыла новую страницу истории. С тех пор начали издаваться законы, позволяющие политической и экономической отраслям опираться на правовую основу. Их основу составили принятие Декларации «О государственной независимости Кыргызской Республики», новой Конституции Кыргызской Республики, введение национальной валюты, государственной символики – герба, флага и гимна. 31 августа 1991 года мы получили долгожданную независимость, и высоко поднялся статус независимого государства. День государственной независимости Кыргызской Республики стал важной страницей – судьбоносным днем в истории государства. Такие исторические моменты в судьбе государства играют важную роль в ее развитии. Значит, можно смело утверждать, что «День независимости – является новым началом в истории Кыргызстана!». Несмотря на политические, социально-экономические трудности, по сравнению за прошедший исторический период мы сделали два шага вперед. Кстати, мы живем в ожидании еще одного нового поворота в истории государства. В это внесет свой вклад Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, принятого 5 мая 1993 года, государственная власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. В ней заключено и разделение местного самоуправления от государственной власти. Если дать общую оценку работе Жогорку Кенеша за период с 1990 по 1994 годы, в условиях смены эпох, можно смело утверждать, что в зависимости от своих возможностей Жогорку Кенеш исполнил свою миссию. Жизнь не стоит на месте, она меняется и движется вперед как та, дорога, устремившаяся вверх. 22 октября 1994 году в истории Кыргызстана произошел поворотный период, согласно решению референдума был создан двухпалатный Жогорку Кенеш. В феврале 1995 года двухпалатный парламент начал свою первоначальную работу на постоянной основе. 10 февраля 1996 года на всенародное обсуждение был внесен законопроект «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики». По итогам референдума по волеизъявлению народа был сформирован двухпалатный парламент и распределены полномочия между тремя ветвями власти. Первые шаги Кыргызстана по пути правового государства и созданию гражданского общества, поставили перед парламентом большие обязательства. В его ведение входило решение следующих задач:
Несмотря на сложные ситуации в переходный период, парламент сумел сохранить самое главное - единство народа, политическую стабильность, основные направления реформы. В этот период резко возросло количество сторонников в поддержку тех, которые хотели преобразований общества. Эти годы в судьбе Кыргызстана были самыми тяжелыми. Хотя в эти годы молодым суверенным государством были упущены возможности, но в истории этих лет остались большие успехи, которые были достигнуты которые. Были случаи, когда из рук нами были выпущены большие возможности, но несмотря на это добились и больших достижений. Естественно, изменение и развитие общества были обусловлены рядом факторов, как, например, геополитической ситуацией, международными отношениями, обстановкой во внутренней и внешней политике, а также проведением важных реформ в экономической, политической и социальной сферах. Нынешний третий созыв Жогорку Кенеша начал свою работу параллельно со сменой власти в стране. Именно в этот переходный период, когда в государстве перестали функционировать все ветви власти, Жогорку Кенеш, оставаясь единственной легитимной ветвью власти, сумел постепенно стабилизировать политическую обстановку в стране. Действительно, депутаты Жогорку Кенеша начали свою работу в напряженный политическими ситуациями период. После проведения очередных парламентских выборов, среди населения активно стали проявляться массовые протесты, с каждым днем пополнялись ряды недовольных к чиновникам высшего эшелона. Возникло противостояние между протестующим слоем населения и властьимущими, которое, как известно всем, привело к событиям 24 марта 2005 года. Естественно, для возникновения массового недовольства были серьезные основания. Бедственное положение большей части простого слоя населения, коррумпированность должностных лиц в верхушке власти, большой разрыв между простым народом и правящими, неравномерное распределение полномочий между ветвями власти, противоправные их действия во время парламентских выборов и попытка чиновников любыми способами удержаться за свои кресла привели к народному волнению. Чтобы там ни было, но основной обязанностью парламента является законотворческая деятельность и контроль за исполнением законов. Мы выше сказали, что Жогорку Кенеш Кыргызской Республики третьего созыва пришел к власти в самый тяжелый период. Он официально приступил к своим полномочиям 27 марта 2005 года. Поскольку в тот момент Жогорку Кенеш был единственным легитимным органом ветви власти, смог дать объективную оценку тем важным событиям и предпринять неотложные меры. Помимо стабилизации политической обстановки и социально-экономических преобразований, они принимали оперативные меры по организационным вопросам и своевременно вносили изменения и дополнения законы, которые считались первоочередными. Итак, за свой семидесятилетний период кыргызский парламент возглавляли: Иманалы Айдарбеков, Абдыкадыр Орозбеков, Султанкул Шамурзин, Мурат Салихов, Асаналы Толубаев, Молдогазы Токобаев, Торобай Кулатов, Султан Ибраимов, Арыстанбек Дуйшеев, Темирбек Кошоев, Таштанбек Акматов, Абсамат Масалиев, Медеткан Шеримкулов, Мукар Чолпонбаев, Алманбет Матубраимов, Абдыганы Эркебаев, Усуп Мукамбаев, Алтай Борубаев, Ишенбай Кадырбеков, Муратбек Мукашев, Омурбек Текебаев, Марат Султанов. Парламент в поисках образца в государственном устройстве, для совершенствовании законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в какой степени получил уроки из мировой практики, и исходил из собственного повседневного опыта. Как показывает пятнадцатилетний накопленный опыт, мы сегодня как никогда нуждаемся в новых открытиях веяниях, полностью отвечающих демократическим принципам. В декабре 2006 года парламент принял Новую редакцию Конституции Кыргызской Республики, где несмотря на перераспределение полномочий между ветвями власти, однопалатный кыргызский парламент завоевал большой авторитет и доверие народа и своей плодотворной деятельностью за кратчайший срок приблизился к образцам признанных мировой общественностью парламентам. Его полномочия и обязанности установлены Конституцией Кыргызской Республики, где ему отводится главенствующая роль в законотворческой деятельности и контрольной функции. Создание законодательной базы для открытого демократического общества является основой государственного устройства. |
© 2006-2007 • KyrgyzEmbassy.ru • Адрес посольства: Тел.: , . Факс.: |
• Powered by WP
|