|
Новости
05.11.2008
Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Кыргызской Республики в Российской Федерации Раимкула Арзимаматовича Аттакурова журналу «Солдаты России», октябрь 2008 года.
Корреспондент: Народы России и Кыргызстана связывает давняя крепкая дружба и добрососедские отношения…
ЧПП КР в РФ Р.Аттакуров: Кыргызско-российские отношения, начавшиеся еще со времен Екатерины II и Атаке-бия имеют почти 250-летнюю историю. Обмен посольствами в 1785 году способствовал дальнейшим контактам между кыргызами и Россией. С этого времени в наших взаимоотношениях наблюдается определенность, развиваются не только торговые, но и политические связи. До недавнего времени, когда Кыргызстан был неотъемлемой частью СССР, кыргызско-российские отношения строились на основе единой внутригосударственной политики. С распадом СССР положение коренным образом изменилось. Прежде тесно взаимосвязанные республики получили полную независимость. Тем не менее искреннее стремление Кыргызстана и России двигаться навстречу друг другу продиктовали необходимость заключения двусторонних отношений на новой межгосударственной основе. И в этом направлении огромную роль сыграло установление правовых основ между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, отражающие основные вехи двустороннего сотрудничества. 21 июля 1991 года подписан Договор об основах межгосударственных отношений между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, 10 июня 1992 года Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, 27 июля 2000 года была подписана Декларация о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве. В настоящее время между Кыргызстаном и Россией действует 93 международных договора, практически во всех сферах сотрудничества и жизнедеятельности. Это свидетельствует о том, что взаимоотношения между нашими странами, сотрудничество по широкому спектру вопросов, как двустороннем, так и многостороннем форматах, развиваются по нарастающей. Также можно отметить, что на сегодняшний день сложился весьма активный политический диалог на уровне глав государств. Между руководителями Кыргызстана и России сложились дружественные и доверительные отношения, что во многом отражают несколько десятков проведенных двусторонних встреч на высшем уровне за последние годы. Тому пример и недавняя встреча, 5 сентября 2008 года в Москве, Президента Кыргызстана К.Бакиева с Президентом России Д. Медведевым. По приглашению Курманбека Бакиева осенью 2008 года ожидается первый официальный визит Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в нашу республику. Интенсивно поддерживаются политико-дипломатические контакты. Активно развиваются межправительственные, межпарламентские, межведомственные связи, а также по линии СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС. Вместе с тем, крайне важно не только поддерживать этот уровень взаимодействия, затрагивающие, как было отмечено выше, почти все сферы жизнедеятельности наших братских стран, но и стремиться обогащать ее новым содержанием. Особо хотел бы отметить, что впервые в истории кыргызско-российского сотрудничества рост товарооборота между двумя государствами достиг порядка 1 млрд. 200 тыс. долл. США. Наиболее значимыми событиями в кыргызско-российских торгово-экономических отношениях стали переговоры по погашению долга перед Россией. На сегодняшний день обозначены конкретные проекты в гидроэнергетическом комплексе, нефтегазовой, горнорудной, военно-технических сферах. Развивается сотрудничество в сфере коммуникаций, строительства и туризма. Одним из важных направлений расширения торгово-экономических связей является межрегиональное сотрудничество. В настоящее время подписано более 30 договоров с регионами и субъектами Российской Федерации. В текущем году я посетил с рабочим визитом Кемерово, Омск, Новосибирск, Казань, Чебоксары, Воронеж. В ходе встреч с руководством Татарстана и Чувашии, губернаторами, мэрами, представителями миграционных, правоохранительных и таможенных органов Сибирского федерального округа были обсуждены вопросы расширения и активизации сотрудничества в торгово-экономическом направлении, в том числе путем участия деловых кругов региона в инвестиционных проектах Кыргызстана, создания совместных предприятий, открытия Торговых домов. Активно продвигается сотрудничество в культурно-гуманитарной сферах. Установлены связи с ведущими научно-образовательными учреждениями России. В ВУЗах России проходят обучение свыше 9 тысяч студентов из Кыргызстана. Исторический опыт и многолетняя практика отношений наших стран показывают, что духовные связи во много раз прочнее, чем иные формы взаимодействия. Главным объединительным стержнем между нашими народами всегда был и будет русский язык. Мы придали русскому языку официальный статус, объявив русский язык языком межнационального общения. Россияне могут быть спокойны за судьбу своих соотечественников, их права в Кыргызстане защищены надежно. Обобщая вышесказанное, хотел бы особо отметить, что мы всегда останемся страной, активно сотрудничающей с Российской Федерацией во всех сферах нашей жизни. Кыргызстан на постсоветском пространстве - наиболее последовательный и неизменный союзник России.
Корреспондент: В этом году Кыргызстан во второй раз принимал у себя участников «Союза», Чем для Вашей страны стал этот проект? И как лично Вы относитесь к данному начинанию?
ЧПП КР в РФ Р.Аттакуров: Приятно отметить, что именно в Кыргызской Республике возобновилось проведение некогда традиционных военно-спортивных игр, призванных консолидировать молодежь разных стран и, в первую очередь, детей наших союзников - государств-членов ОДКБ. Нельзя забывать то, что наши отцы и деды плечом к плечу стояли насмерть в борьбе с фашизмом, отстаивая свободу и независимость некогда единой страны – Советского Союза. Современный мир многогранен, сложен в своем развитии, высокотехнологичен, что требует от нас всех адекватности и своевременного отношения к происходящим процессам. Вместе с ростом современных технологий активизируются и процессы, накладывающие свой отпечаток на приоритеты и жизненные ценности в обществе. К сожалению, находятся и определенные круги, питающие надежды сыграть в интересах разжигания межнациональной розни, распространить среди молодежи идеи превосходства одного народа над другим. В этом направлении, я считаю, что идея проведения подобного рода мероприятий как «Союз-Иссык-Куль» как никогда своевременна и востребована. Хотел бы выразить Российскому общественному движению «Доблесть Отечества», лично его лидеру Олегу Васильевичу Баканач, а также журналу «Солдаты России» благодарность за инициативу в проведении указанных мероприятий. Безусловно, что без поддержки Президента Кыргызской Республики К.С.Бакиева, Жогорку Кенеша (Парламента) Кыргызской Республики и других государственных структур Кыргызской Республики не получило бы должного развития это прекрасное мероприятие на берегу жемчужины Кыргызстана - Иссык-Куля. Дети из государств-членов ОДКБ получают возможность познать друг друга, изучить культуру разных народов, да и просто отдохнуть среди первозданной природы нашего благодатного края. Следует отметить, что основные расходы по проведению мероприятий как в 2007, так и в 2008 году взяла на себя Кыргызская Республика. Думаю, что в перспективе при активном участии наших партнеров по ОДКБ мы сумеем создать постоянно действующую базу отдыха для наших детей. Данный проект, по моему глубокому убеждению, явился еще одной ступенью для восстановления и укрепления связей между нашими странами. Уверен, что благодаря «Союзу – Иссык-Куль» мы заложили хорошую основу для укрепления связей между нашими странами.
Корреспондент: Насколько на Ваш взгляд является важным и актуальным в реалиях современного мира военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в наших странах? Мы c Вами движемся в одном направлении?
ЧПП КР в РФ Р.Аттакуров: Говоря о важности и актуальности военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в наших странах, хотел бы отметить, что данным вопросом необходимо заниматься всегда. Нельзя пускать весьма важный для всех без исключения стран вопрос на самотек. Как я уже отметил выше, мы имеем достаточно ярких страниц проявления интернационализма и единения духа наших народов. При этом я имею в виду не только суровые годы Великой Отечественной, но и годы мирного строительства. Великие стройки Советского Союза, такие как Магнитка, Экибастуз, БАМ и многие другие объекты, где трудилась молодежь всего Союза объединяли и скрепляли наши народы. На современном этапе, вместе с глобальными изменениями в политической и экономической жизни наших стран вносятся коррективы и в социальную сферу. Меняются подходы и ценностные ориентиры нашей молодежи. На данном этапе, по моему суждению, важно не растерять то ценное, которое мы имели все. Я имею в виду интернационализм, патриотизм в полном понимании этих слов. Ведь такие понятия как Родина, уважение к старшим, любовь к ближним не преходящи и должны быть всегда выше. Думаю, что подобные понятия равны как по значимости, так и по приоритетности одинаковы для всех народов. В этом плане я думаю, что и кыргызский и российские народы едины.
Корреспондент: Нельзя не коснуться недавних событий в Южной Осетии и Грузии. Ваше личное отношение к произошедшему как политика и как человека. И прогноз на будущее: как будут развиваться события?
ЧПП КР в РФ Р.Аттакуров: Прогнозы давать - «вещь не благодарная». Но все же выражу свое личное отношение. Считаю недопустимым и безответственным провозглашение определенных, безграмотных по смыслу, заявлений через кыргызские СМИ отдельными политиками и чиновниками, которые пытаются делать пиар на крови погибших людей и на трагедиях народов, проживающих в зоне конфликта. Эти тенденциозные оценки меня лично, не могут оставить равнодушным. Каждая страна постсоветского пространства прошла свой особый путь становления государственности. Большинство стран обрели свою независимость и суверенитет без кровопролития, но на территориях некоторых государств остаются проблемные регионы, которые получили статус «замороженных» конфликтных территорий и требуют в особенности толерантного подхода и отношения. По моему убеждению, игнорирование любыми странами норм международного права, устава ООН, нарушение Хельсинкского соглашения, несоблюдение положений коллективной безопасности и желание силовыми методами разрешать конфликтные ситуации могут привести к цепной реакции, поляризации мирового сообщества и к глобальным конфликтам.
Именно поэтому считаю единственно верными это призывы (Кыргызстана и его партнеров по ШОС, ОДКБ) к конфликтующим сторонам немедленно сесть за стол переговоров с привлечением представителей мировой общественности, международных организаций и продолжать их до окончательной отработки четких путей выхода из критической ситуации. Всякие попытки, под любыми надуманными демократическими лозунгами, урегулировать ситуацию в конфликтных этнических зонах негуманными методами приводят к обязательным необратимым последствиям.
Согласие Совета Безопасности ООН выслушать представителей Южной Осетии и Абхазии говорит о том, что есть уже настроение на интенсивные переговоры по этому вопросу. Но принятие какой-либо оптимальной резолюции ожидать не стоит. Нельзя делать долгосрочных выводов, что в ходе заседания Совета безопасности ООН с участием представителей Южной Осетии и Абхазии удастся выработать резолюцию, которая устраивала бы все стороны конфликта. Это очевидно. Но, с другой стороны, мы видим прогресс. Важно, что эмоциональный накал, который оказывал серьезное влияние на позицию сторон еще три недели тому назад, когда впервые была принята попытка принять жесткую резолюцию по поводу признания Россией двух бывших грузинских автономий. Этот накал начал проходить, на лицо тот факт, что стороны настроены на более активный и интенсивный режим консультаций. На мой взгляд, сам факт, безусловно, позитивный: наконец-то де-факто признается существование как минимум этой проблемы, а не то, что данная ситуация имеет исключительно двусторонний российско-грузинский характер. Но, к сожалению, даже такая позиция, вряд ли, способствует принятию в ближайшее время какой-либо оптимальной программы действий, которая будет устраивать и Россию, и ее западных партнеров и одновременно оппонентов.
Корреспондент: Вы уже довольно долго живете в Москве, Вам нравится этот город? Можно сказать, что он стал для Вас родным? Что для Вас Москва?
ЧПП КР в РФ Р.Аттакуров: В Москву я приехал в 1979 году, когда после окончания общеобразовательной школы принял твердое решение получить высшее образование в одном из ВУЗов столицы бывшего Советского Союза . В 1979 году я поступил в Московский автомобильно-дорожный институт, по завершении которого, на протяжении семи лет проработал в одном из крупных московских трестов от младшего инженерно-технического работника до начальника участка. Затем в стенах родного ВУЗа успешно прошел обучение в Аспирантуре. Продолжил обучение в Российской Академии Государственной Службы при Президенте России (РАГС) г. Москвы по специальности “Мировая экономика”. В апреле 2005 года меня командировали из МИД республики в Москву как советника-посланника, с 1 июня 2007 года я поработал в качестве временного поверенного в делах Кыргызской Республики в Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики Курманбека Бакиева от 18 января т.г. назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Кыргызской Республики в Российской Федерации.
Мне очень нравится этот город. Здесь я обучался, у меня появилась семья, родились дети, на просторах России я приобрел действительно настоящих друзей, И это, наверное, не случайно. Вспоминая детские и школьные года, я могу сказать, что меня с детства завораживала поэзия и проза великих русских писателей, интересовала история и культура российского государства. Я абсолютно уверен, что на произведениях А.Пушкина, Л.Толстого, М.Горького, Ф.Достоевского и многих других писателей выросло не одно поколение молодежи, а подвиги великих русских полководцев А.Невского, А. Суворова, М. Кутузова стали ярким примером любви к Родине, мужества и силы воли.
Корреспондент: Нынешнее социально-экономическая и политическая ситуация в Кыргызской Республике. Связь с Россией.
ЧПП КР в РФ Р.Аттакуров: 15 августа т.г. опубликовано Постановление Правительства Кыргызстана об итогах социально-экономического развития КР за первое полугодие 2008 года. Решение Правительства было довольно таки самокритичным, в нем отражены некоторые замедления темпов экономического роста относительно показателей 2007 года.
Одними из основных причин снижения темпов роста экономики КР явились продолжающаяся рецессия мировой экономики и рост мировых цен на продовольствие и энергоресурсы, которыми не обладает Кыргызстан. Считаю, что последний фактор обусловил резкое повышение индекса потребительских цен в республике. По итогам года ожидается высокий уровень инфляции, а размер индекса потребительских цен может составить 125 процентов. Сейчас мы видим, что идут активные поиски реальных, а не формальных площадок объединения тех или иных политических сил, недовольных или обеспокоенных политикой Правительства.
Одна из них связана с предстоящим ухудшением социально-экономической ситуации в стране, при этом оно мало связано с действиями нынешней власти. А если точнее, то практически совсем от них не зависит. Тем не менее, политтехнологически очень легко приписать все проблемы властям и успешно их использовать для увеличения своей известности и политического веса. Для любой политической силы грех упустить такой шанс. И сколько бы ни говорили о том, что предстоящие трудности носят внешнюю детерминацию, сколько бы ни говорили, что патриотической позицией является в таких ситуациях мобилизация народа, а не конфронтация, тем не менее, вряд ли найдется хоть одна политическая сила, кроме, разумеется, «Ак Жола», которая не бросит свой камень. Другая причина возрастания активности – предстоящие президентские выборы. Именно президентские, а не выборы в местные кенеши (советы), которые состоятся 5 октября. Конечно, наиболее дальновидные политические партии будут стремиться использовать именно выборы в местные кенеши если не для установления своего влияния на местах, в вероятность чего они сами мало верят, то, по крайней мере, для проведения репетиции перед большими выборами – президентскими, которые уже сегодня определяют мотивацию и логику действий большинства политиков к выборному 2010 году.
Корреспондент: Какая ситуация с миграцией (внешней и внутренней) и ее роль и влияние на текущее положение дел в стране.
ЧПП КР в РФ Р.Аттакуров: В настоящее время по различным экспертно-аналитическим оценкам за пределами Кыргызской Республики осуществляют трудовую и предпринимательскую деятельность более 500 тыс. граждан Кыргызстана, основная часть из которых пребывает в Российской Федерации.
В составе выбывающих в другие страны преобладает наиболее экономически активные граждане в молодом трудовом возрасте. С одной стороны это обеспечивает разгрузку национального рынка труда, с другой идет активное “вымывание” наиболее высокообразованных и квалифицированных кадров, т.е. происходит “утечка мозгов″. Значительные масштабы внешней трудовой миграции в другие страны обеспечили поступление значительных финансовых инвестиций от трудовых мигрантов, однако сотни тысяч граждан Кыргызской Республики, работающих за границей и зачастую осуществляют свою трудовую деятельность нелегально.
По официальным данным за 2007 год было поставлено на миграционный учет на территории России 343 тысячи граждан Кыргызской Республики. По данным Центрального банка России за 2007 год через системы денежных переводов из России в Кыргызстан физическими лицами перечислено 715 млн. долларов США, не считая переводов денежных средств минуя банки.
Основными проблемой граждан Кыргызской Республики, пребывающих в Российской Федерации является сложная процедура оформления в трехдневный срок регистрации по месту пребывания, а также получение разрешений на работу. В этой связи, кыргызские граждане вынуждены получать различными путями, фиктивные временную регистрацию и разрешительные документы на право трудоустройства, что негативным образом отражается на их правовом статусе.
Проблемы пребывания и трудоустройства граждан Кыргызстана в России также зачастую возникают из-за недостаточной правовой грамотности и несоблюдения ими законодательства государства - трудоустройства. Многие граждане Кыргызской Республики выезжают на заработки в Российскую Федерацию со слабым знанием русского языка и российского внутреннего миграционного законодательства и поэтому становятся объектом взысканий со стороны милиции, таможенных и пограничных органов.
Проводится активная информационно-разъяснительная работа по вопросам трудовой миграции, действует телефонная “Горячая линия”. Для граждан Кыргызской Республики, выезжающих в Российскую Федерацию, разработана и распространяется на безвозмездной основе Памятка мигранту - гражданину Кыргызской Республики, выезжающему в Российскую Федерацию, на кыргызском и русском языках.
Представительством Госкомитета Кыргызской Республики по миграции и занятости в Российской Федерации в местах массового пребывании граждан Кыргызской Республики в России среди лидеров кыргызских диаспор назначены 17 общественных представителей Представительства которые на местах выступают защитниками прав и интересов граждан Кыргызской Республики по вопросам миграции и занятости.
Корреспондент: У нашего журнала давние дружеские отношения с посольством Киргизии. Надеемся, что в дальнейшем они будут только крепнуть.
ЧПП КР в РФ Р.Аттакуров: Я готов к тесному сотрудничеству с одним из авторитетных российских журналов, каким является журнал «Солдаты России». На страницах Вашего журнала размещаются интересные публикации военно-патриотического характера, аналитические статьи, интервью с известными политиками, дипломатами, военными. Журнал, на мой взгляд, очень содержательный. Я также надеюсь, что наше сотрудничество будет тесным и плодотворным.
Корреспондент: Прокомментируйте, пожалуйста, итоги заседания СГГ-членов ШОС, который проходил в Душанбе 28 августа 2008 года.
ЧПП КР в РФ Р.Аттакуров: 28 августа т.г. в г. Душанбе состоялось заседание Совета глав государств- членов ШОС. Как Вы знаете, основными итоговыми документами Душанбинского саммита стали Душанбинская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав государств-членов ШОС. Также в рамках заседания Совета глав государств-членов ШОС были подписаны ряд важных документов, в том числе Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества; Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; Меморандум об основах партнерских отношений между Межбанковским объединением Шанхайской организации сотрудничества и Евразийским банком развития. Главы государств обсудили вопрос вокруг ситуации в Афганистане, Южной Осетии, затронули водно-энергетическую проблематику. Шанхайская организация сотрудничества за 7-летний срок своей деятельности стала полноценной международной структурой в деле укрепления взаимопонимания и доверия, содействия добрососедству и дружбе, защиты безопасности и стабильности в регионе и продвижения регионального сотрудничества. Я уверен в том, что нацеленность государств-членов ШОС на совместное развитие и далее будет способствовать безопасности, стабильности и устойчивому экономическому росту на всем пространстве ШОС.
|
|